Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей.  

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально, так как только в детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными. У ребёнка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, состраданию, любви. Увеличить запас слов, выразительность речи могут помочь малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.

Что относится к детскому фольклору?

Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки- игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички- обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки- весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевёртыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Работа по развитию речи детей с помощью знакомства с малыми жанрами фольклораосуществляется через:

- совместную деятельность с детьми- режимные моменты, наблюдение, игру, индивидуальную работу;

- специально- организованное обучение- на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре.

При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возрастасамостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и задавать их. В этом возрасте проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

Главными направлениями в развитии речи детей старшего возраста являются:

- содержательность и связность речи (диалога и монолога);

развитие речевого творчества, выразительности речи,

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.

Дошкольник с развитой выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, он интересный собеседник и желаемый участник разных видов деятельности. Потешки и прибаутки, пословицы и поговорки, заклички и загадки - всё это речевое богатство воспринимается и осваивается детьми легко, без усилий, способствует развитию образного мышления, тренирует память, расширяет кругозор, способствует более лёгкому усвоению знаний, обогащает речь детей, помогает "разговорить" их.

При отборе фольклорныхпроизведений необходимо учитывать следующие принципы:

- доступность содержания детям дошкольного возраста;

- познавательная и нравственная значимость;

- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, песен, сказок, загадок, закличек.

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Знакомим детей с тем, что заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы. Они наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды.

Ай, авсень, авсень, авсень, сеем жито целый день!

Свети, солнышко, нам с неба, чтобы больше было хлеба

Чтоб снопы были толсты, чтобы лён пошёл в холсты.

Закличка, приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению, насекомому в лесу, в поле, к объекту природы; она рождает в ребёнке веру в весомость и значимость слова. Он обращается к силам природы.

Гром гремучий, тресни тучи, дай дождя с небесной кручи.

Радуга-дуга, перебей дождя, перебей гром, не попал бы в дом.

Кукушечка, кукушечка, серая рябушечка,

Покукуй в лесу: ку, ку - сколько лет я проживу.

Дети узнают, что приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, угадывать погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Используя знания примет в повседневной жизни, у детей развивается наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Дети знают, что если зимой месяц кверху рожками- к морозу; красный закат- будет ветер; дым к земле клониться- к ненастью; одуванчики сжимают свои головки- к дождю и др.

Сколько живёт человек, столько живут и загадки. В них мудрость русского народа, поэзия народного языка. Отгадывание загадок само по себе способствует развитию у детей догадливости, сметливости. Педагогически целеустремлённая работа над содержанием и образным языком загадки неизмеримо больше обогатит и мысль и речь детей.

В работе с загадкой особенно полезно для ума ребёнка не простое отгадывание её, а умение приладить отгадку к загадке, объяснить её образный смысл.Например«Сидит девица в темнице, а коса на улице». Решение этой задачи неизменно сочетается с речевой деятельностью, разъясняется смысл слов, словосочетаний, раскрываются образные средства языка загадки. Это помогает детям составлять свои интересные и образные загадки. Потешный фольклор: считалки, дразнилки, небылицы, докучные сказки, скороговорки возникли в народе, вероятно, для развлечения. И сейчас ими пользуются в минуты отдыха, для разрядки умственного или физического напряжения. На самом же деле трудные сочетания звуков и слов скороговорки, произносимые быстро, требуют от произносящего напряжённого внимания, усиленной и чёткой работы речевого аппарата, то есть скороговорка способствует развитию произвольного внимания и служит своего рода гимнастикой для речевых органов.

Идёт с косой косой козёл.

Осип, Осип, Ахрип охрип.

Разучить скороговорку, быстро, внятно её произнести- любимое занятие детей. Дети с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность. Им нравиться составлять рассказы, сказки на темы скороговорок.

У пруда утка, на утке куртка.

У Матрёны и Вики губы чёрны от черники.

На опушке волнушки, на полянке поганки.

Докучные сказки, считалки, дразнилки хороши своим юмором. Они занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное творчество. Запас их должен быть всегда в памяти. Случай подскажет время и место когда их использовать. Они являются прелюдией к настоящим сказкам, к играм, настраивают детей на весёлый лад. Дети с удовольствием их проговаривают, рассказывают.

Жили-были два павлина, вот и сказки половина.

Жили-были два гуся, вот и сказка вся.

Кады-бады, налей воды, корове пить, тебе водить.

Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.

Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

А и где это видано? А и где это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла, чтобы веник раскудахтался,

Поварёжка бы утят высидела?

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Народные игры так же, как песни и сказки переходят из поколения в поколение. Народная педагогика определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. Народная игра иной раз ставит ребёнка в такое положение, когда его ум должен работать живо и энергично.Такие как: "Да и нет не говорить", "Коза-коза".

- Коза, а коза. - Бе-е-е.

- Где твоя хозяйка? - В избе.

- А где изба? - В лесу.

- А где лес? - За горой.

- А где гора? - За облаком и так далее.

Цель этой игры - быстро придумать вопрос и ответ на него.

Пословицы и поговорки- это краткое изречение, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Не всякий расскажет сказку или споёт песню, а пословицу каждый когда-нибудь да скажет, и сам не заметит, что употребил её в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Всего правильнее сказать пословицу, поговорку в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие её фото, обстоятельства. Скрытый в них смысл становится тогда для ребёнка ясен. И в нужный момент дети их употребляют.

Умный не тот кто много говорит, а тот кто много знает.

Поспешишь- людей насмешишь.

Пословицы и поговорки надо подбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов.

Апрель водой славен, почками красен.

Без росы и трава не растёт.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

 

Как научить ребенка читать стихотворения

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
 
Каждый родитель всегда мечтает, чтобы его ребенок обязательно читал стихотворение на  празднике. Но не каждый задумывался насколько это тяжелая работа.

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой -  выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с ребенком, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
-  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти  четверостиший, в зависимости от проявляемого  ребенком интереса и уровня развития памяти.
3)  Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных  моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития  
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,  
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение  понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п.
 Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Развитие связной речи у детей

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

 

Вспомни случай

 

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?"

Измени песню

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

 


      артикуляционная гимнастика            


Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне»

Приближается великий праздник нашего народа-75-летие Победы.

Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории.

Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме, в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа,а именно: проводятся тематические беседы, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, походы в музей, разучиваются стихи, песни. Родители в семье так же должны рассказать детям о Великой Отечественной войне.

Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах - героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее.Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.

Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи.Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.

Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста,а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :

- С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;

- Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;

- А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;

- С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести

- Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.

- В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

- А. М. Жариков «Смелые ребята»«Максим в отряде»«Юнбат Иванов».

- В. А. Осеева «Андрейка»Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.

- К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.

-И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.

- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.

- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.

-Л. Кассиль "Твои защитники";

- С. Михалков "День Победы".

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор.Вместе с ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов«В бой идут одни старики»«А-ты — баты шли солдаты»«А зори здесь тихие». Посмотрите только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.

Каждый родитель стремится привить ребенку качества,которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость. К сожалению, бывает, что родители забывают о таких важных понятиях, как «сопереживание»«великодушие». И случается, что дети вырастают в черствых, эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге – человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым, жестким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении — исторический пример Великой Отечественной войны 1941 – 1945годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражаясь до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться!