Нетрадиционная техника рисования

(набрызг)

Материалы и оборудование:

• акварельные или гуашевые краски, бумага, палитра, вода;

• зубные щетки (старые, стеки, плоские палочки, карандаши, пластиковые линейки или расчески;

• засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны;

• клеенка, газета, фартук, нарукавники.

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционной техники при обучении детей рисованиюспособствует развитию:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• изобразительных навыков и умений;

• наблюдательности, внимания и усидчивости;

• эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Достаточно простой в применении является техника “ набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “ набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы:

• Смочить щетку водой.

• Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

• Набрать немного краски на зубную щетку.

• Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

• Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

• Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника рисования “ набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

Варианты применения техники рисования “ набрызгом”:

• при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;

• при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;

• для доработки, дополнения рисунков;

• при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок ;

• в качестве фона рисунка;

• при тонировке бумаги для аппликативных работ;

• при изготовлении паспарту и др.

При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно выполнить изображения деревьев, самых разнообразных животных и нарисовать рисунки на темы “Зимний лес”, “Африканские жители”, “Зоопарк”, “Животные на ферме” и т. д.

Можно применять многослойный “набрызг” с использованием нескольких трафаретов. Трафареты лучше делать из плотного картона. Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи зубной щетки и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят второй слой краски, более темной. Поверх второго трафарета выкладывают третий и т. д. Последний слой краски должен быть самый темный. В конце убираются все трафареты.

На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т. п.) и применить набрызгивание.

Применяя технику “ набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.

В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются.

Методические советы

• Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.

• Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.

• При рисовании в данной технике удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.

• При рисовании в технике “ набрызг” важно не ошибиться с направлением движения стеки (палочки, линейки, иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.

• Желательно освоить легкое напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем приступать к рисованию.

• Краски лучше выбирать ярких цветов.

• Для того, чтобы рисунки, имеющие цветовой фон, не выглядели тусклыми, следует подмешивать к цветной краске белую. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят яркими, красочными и привлекательными.

 

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛЮБИТЬ ИСКУССТВО?
Многие современные семьи выбирают в качестве формы проведения досуга походы в торговые центры, где есть игровые зоны, кинотеатры, парки и другие развлекательные объекты. Разумеется, в этом нет ничего плохого, все остаются довольными, все получают эмоциональную зарядку. Но стоит понимать, что игнорирование искусства и отсутствие у ребенка тяги к получению эстетического удовольствия образуют пустоту, которую с годами заполнять будет все сложнее.

Зачем и как приучить ребенка к походам в музеи?

Не стоит откладывать этот вопрос в долгий ящик. Конечно, совсем не обязательно, чтобы к 12-ти годам ваш ребенок знал теоретические основы супрематизма Казимира Малевича или механизмы работы стерео-лайт панелей Константина Худякова. Психологи утверждают, что характер и основные социальные качества  человека закладываются в детстве. Почему же мы считаем своим долгом научить детей правильно ставить цели, выбирать ориентиры на пути к их достижению, выстраивать коммуникационные связи и т.д., но забываем объяснить и показать на своем примере, что глубокая личность складывается только при активном погружении в область прекрасного – классической музыки, произведений изобразительного искусства, театрального действа…

Каждый из нас знает мотивы колыбельных песен или героев сказок. Если перед сном уделить время на пролистывание вместе с малышом альбомов или каталогов с работами, например, Айвазовского или Да Винчи, результат будет таким же – ребенок пронесет эти знания через года. Начните изучать искусство вместе с малышом: сначала иллюстрации, потом познавательные истории, и следующий шаг – поход в музей.

Рисуйте вместе с вашим ребенком. Не обязательно отдавать его в художественную школу, но важно уделять время на рисование. Изучите основы самостоятельно и рассказывайте ребенку на понятном ему языке, как рождаются оттенки, как плывет по бумаге акварель, как густо ложится гуашь. Зачем? Когда человека знаком с процессом создания произведения искусства изнутри, ему проще оценить работу другого человека, осознать ее ценность. То же касается, например, стихов. Складывайте слово за слово в строчки, четверостишия, ищите рифмы – от самых очевидных до оригинальных. Это позволит ребенку понимать и проникаться метафорами, эпитетами, описаниями.
Рассказывайте ребенку о ваших любимых картинах мастеров прошлого и настоящего, поделитесь с ним воспоминанием о произведении искусства, которое впечатлило вас в детстве. Наполните процесс погружения в прекрасное эмоциональной составляющей – передайте настроение собеседнику. Изучение искусства – таинство, приятное и необходимое.

Пусть первый поход в музей пройдет  в сопровождении родителей – в привычном окружении ребенку будет проще расслабиться и впитывать увиденное. Чтобы избежать излишней утомляемости, делайте перерывы, во время которых можно поговорить о только что просмотренных экспонатах и поделиться впечатлениями – позволяйте ребенку высказываться, задавайте вопросы.

Важно, чтобы ребенок понимал ценность посещения музея и не воспринимал это как обязательный, вынужденный этап, который приведет к чему-то более интересному. Музей должен стать для малыша  самодостаточным и привлекательным событием.

Проявляйте чуткость и не старайтесь дать ребенку все и сразу, иначе есть риск прийти к обратному результату – отторжению. Будьте упорны, но планомерны, деликатны и не навязывайте ребенку готовое шаблонное мнение – важно, чтобы малыш пропускал информацию через себя и складывал собственное впечатление о том или ином произведении искусства.+

 


Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Чтобы было легче привить любовь и интерес к рисованию, мы советуем вам вместе с вашими детьми и внуками поиграть с красками, водой и бумагой. Надеемся, что эти игры-занятия заинтересуют и вас – взрослых солидных людей. Вам, так же как и вашим детям, захочется принять участие в увлекательных экспериментах. Занятия такого рода помогут каждому ребенку больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, узнать о теплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение, научат свободному владению кистью.

От вас зависит многое. Важно, чтобы ребенок испытывал от игр с красками радость, поэтому внимательный, терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего малыша в новые веселые игры, – непременное условие успеха. Позвольте ребенку выполнить все, что предложено, и придумайте сами что-нибудь новое. Вскоре вы порадуетесь успехам ваших детей. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Учат ценить все красивое, целесообразное, хорошо выполненное. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал.

Не бойтесь, что ваш ребенок обольется водой или запачкается красками, ведь вы будете рядом и в любой момент сможете помочь.

Перед тем как вы начнете игры-занятия с красками, необходимо выполнить некоторые условия:

1. Приготовьте ребенку рабочую одежду (специальный фартук или блузу «как у настоящего художника»), это сразу же настроит его на серьезный лад.

2. Помогите ребенку заранее подготовить все необходимое – бумагу, кисти, краски, запаситесь банкой для мытья кистей.

3. Организуйте рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги.

4. Постарайтесь меньше опекать начинающего художника; позвольте ему как можно больше делать собственными руками, проявлять выдумку, фантазию.

5. Выделите для игр с красками и водой определенное время, лучше в первой половине дня, и без особо уважительных причин не тратьте его ни на что другое, чтобы не заставлять нервничать ребенка и не нервничать самим.

6. Не обрывайте занятия резко, дайте ребенку закончить начатое.

7. Выбирайте каждый раз ту игру, которая кажется вам наиболее интересной и полезной для ребенка в данный момент. Ставьте перед ним все новые и новые задачи. Удачное их решение принесет удовлетворение, и это вполне естественно.

8. Постарайтесь, чтобы ребенок решил предложенную ему задачу самостоятельно, не навязывайте ему свою помощь, иначе вы рискуете внушить ребенку, что он ничего не умеет делать так, как надо.

9. Попросите ребенка рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте: ребенок ждет от вас похвалы. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не

высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, получится в следующий раз!

Игры, которые вам предложены, очень интересны и даже полезны.

Вот мнение современных ученых: рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Если ваш малыш предварительно рисует какое-то событие, ему легче будет рассказать о нем. По мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать. Поэтому попросите ребенка каждый раз рассказывать о том, что же получилось на бумаге в результате очередной игры с красками. Предложите сочинить связный рассказ либо придумать забавную, фантастическую, таинственную или какую-нибудь другую историю.

Не забудьте и о том, что в начале жизни особенно важно позаботиться о зрении и двигательной координации ребенка, а занятия с красками не просто способствуют развитию этих функций, но и объединяют их.

Конечно же, не все дети станут художниками – это дело таланта и осознанного выбора. Пусть ваш ребенок станет инженером или агрономом. Можно ведь и не быть художником, но любить и понимать прекрасное. И этой любви они научатся во время игр-занятий с красками, цель некоторых – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности.

 

 

 

 

 


Консультация для родителей

«Роль русского фольклора в воспитании дошкольников»

 

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детского сада становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

 

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Яркие эпитеты, текстовые повторы, сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

 

Большое внимание должно уделяться русской народной сказке, которую лучше не читать, а рассказывать глядя на детей.

«Накину на плечи, потихоньку постучусь в дверь, открываю и говорю детям «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать».                              

 

Дети верят, что это бабушка, слушают сказочный голос, запоминают, а потом пересказывают, манипулируя игрушками, имитируя интонацию взрослого. В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с предметами: русская печь, ступа и др. сказочки завершаются концовкой: «Так они и живут, пряники жуют, медом запивают, в гости поджидают».

Приобщение к народному творчеству играет важное значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.

 

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

 

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. При помощи воспитания каждый конкретный народ продлевает себя в детях, генерируя свой дух, характер, психологию, традиционную культуру, способ жизни. Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводиться народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

 

 

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички - обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки - это коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.

Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет.

       Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребенку обрести любовь к народным напевам, народному языку, творчеству.

 

             Под потешки дети с удовольствием умываются, обедают, засыпают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

     Потому если вы хотите, что бы ваши дети,  как можно раньше овладели речью, любили свою культуру – необходимо как можно шире использовать фольклор в воспитании детей. Больше читайте им потешки, сказки, рассматривайте иллюстрации, пойте колыбельные песни. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание – движущая сила в развитии ребенка!

          Вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка дома.

        УМЫВАНИЕ

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

 

 

Зайка начал умываться.

Видно  в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

 

       РАСЧЕСЫВАНИЕ

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

 

Петушок, петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

 

«ПРИЯТНОГО АППЕТИТА»

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножку.

              «СПАТЬ ПОРА»

          Спать пора.

   Наступает ночка.

   Ты устала, дочка.

   Ножки бегали с утра,

   Глазкам спать давно пора.

   Ждет тебя кроватка.

   Спи, дочурка, сладко.

Спи, подольше, милый,

Спи, мой шаловливый.

Птички спят еще в саду,

Я твой сон здесь берегу.

     Используйте фольклор в своем общении с ребенком. Он обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

 

 

 

 

 

 

 


любите книгу.jpg (328558) Консультация для родителей, как научить ребенка любить и ценить чтение