Интеллектуальные игры Б.П. Никитина

В своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин дает подробное описание 18 играм. Перечислим самые популярные Никитинские интеллектуальные игры в возрастающем порядке по степени сложности:

  1. "Сложи квадрат" уровни 1,2,3 (детям от 2-х до 6 лет),
  2. "Сложи узор" (4-8 лет),
  3. "Дроби" (5-8),
  4. "Кирпичики" (5-8),
  5. "Кубики для всех" (5-9),
  6. "Уникуб" (6-9).

"Сложи квадрат" "Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного" (здесь и далее приведены цитаты из книги Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры"). Таким образом, в современном варианте, каждый уровень игры имеет 12 постепенно возрастающих заданий. "В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача старших - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить".

"Сложи узор" Психологам хорошо известна эта игра. Это кубики Кооса - популярная методика психологической диагностики детей и взрослых (пространственной ориентации, конструктивных возможностей, уровня обучаемости, умения взаимодействовать в группе). Никитин её удачно адаптировал для маленьких детей и придумал множество заданий. Картинок-заданий много и в прилагаемой к игре брошюрке, еще больше их в книге "Интеллектуальные игры" - 155 штук "Сложи узор" - это 16 деревянных кубиков размером 30х30х30 мм., каждая грань у которых имеет свой цвет: красный, синий, желтый, белый или желто-синий и красно-белый. Кубики раскрашены таким образом, чтобы выполнение заданий требовало от ребенка интеллектуального напряжения, смекалки. Есть задания простые, есть сложные даже для взрослых. Игра оставляет возможность для самостоятельного придумывания узоров. В некоторых школах психологи используют кубики Кооса (кстати, в их никитинской версии) для диагностических целей при наборе в школу. Так что, если есть возможность, перед школой потренируйтесь - поиграйте в "Сложи узор".

"Дроби" "В этой игре нет четкого чередования заданий, как в других играх; и каждый раз все 78 частей надо высыпать из коробки на стол или пол, а потом, в конце, снова укладывать их кружками в коробку". Фактически "Дроби" - это увлекательная "собиралочка", складывая которую ребенок невольно усваивает, тактильно ощущает "дробные" понятия - половина, четверть, восьмая.

"Кирпичики" "Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3-4-летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним". В игре дети учатся "читать" чертежи. Никитинские чертежи сложные, но профессионально подробные: вид сбоку, сверху, снизу.

"Кубики для всех"   Никитин окрасил каждую деталь в свой цвет и придумал множество - более 70 заданий к игре. Никитин не пишет в своей книге, кубики какого именно производителя или автора послужили основой для его "Кубиков для всех". Однако и поныне существуют альтернативные, а возможно и первоначальные кубики - называются они "Кубики: Играем всей семьей" и выпускает их Ярославская фабрика "Луч". Внешне они очень напоминают никитинские (только пластмассовые), однако, разницу можно почувствовать лишь в игре. Несколько деталей там сконструированы немножко иначе (повернуты в другую сторону) и сборка становится сверхсложной и для взрослых. Так что никитинский вариант, безусловно, удачен, там есть задания вполне доступные уже 4-х летним. Да и для более старших детей выполнимость заданий крайне важна. А такие задания, как в ярославских кубиках, способны убить веру в себя у кого угодно.

"Уникуб" "Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией… Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности". Уникуб - это 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего 3 цвета), чтобы это сочетание граней на кубике было редким, если не уникальным. Именно благодаря этой особенности выполнение заданий по прилагаемым схемам непросто. 60 заданий предлагает Никитин для "Уникуба". Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные (последние) задания "доступны немногим… А можно ли составить задание более высокой (чем 60-е) степени сложности не знает и сам автор книги".

 

 

Приложение 2

Правила развивающих игр.

  1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
  2. Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре.
  3. Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и  не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки тоже.
  4. Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
  5. Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
  6. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
  7. Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.
  8. Когда у ребенка остывает интерес к игре, её надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
  9. Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок и ребенок просит поиграть с ней.
  10. Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
  11. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
  12. Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать двигательную активность ребенка.
  13. Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.