Интеллектуальные игры Б.П. Никитина

В своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин дает подробное описание 18 играм. Перечислим самые популярные Никитинские интеллектуальные игры в возрастающем порядке по степени сложности:

  1. "Сложи квадрат" уровни 1,2,3 (детям от 2-х до 6 лет),
  2. "Сложи узор" (4-8 лет),
  3. "Дроби" (5-8),
  4. "Кирпичики" (5-8),
  5. "Кубики для всех" (5-9),
  6. "Уникуб" (6-9).

"Сложи квадрат" "Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного" (здесь и далее приведены цитаты из книги Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры"). Таким образом, в современном варианте, каждый уровень игры имеет 12 постепенно возрастающих заданий. "В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача старших - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить".

"Сложи узор" Психологам хорошо известна эта игра. Это кубики Кооса - популярная методика психологической диагностики детей и взрослых (пространственной ориентации, конструктивных возможностей, уровня обучаемости, умения взаимодействовать в группе). Никитин её удачно адаптировал для маленьких детей и придумал множество заданий. Картинок-заданий много и в прилагаемой к игре брошюрке, еще больше их в книге "Интеллектуальные игры" - 155 штук "Сложи узор" - это 16 деревянных кубиков размером 30х30х30 мм., каждая грань у которых имеет свой цвет: красный, синий, желтый, белый или желто-синий и красно-белый. Кубики раскрашены таким образом, чтобы выполнение заданий требовало от ребенка интеллектуального напряжения, смекалки. Есть задания простые, есть сложные даже для взрослых. Игра оставляет возможность для самостоятельного придумывания узоров. В некоторых школах психологи используют кубики Кооса (кстати, в их никитинской версии) для диагностических целей при наборе в школу. Так что, если есть возможность, перед школой потренируйтесь - поиграйте в "Сложи узор".

"Дроби" "В этой игре нет четкого чередования заданий, как в других играх; и каждый раз все 78 частей надо высыпать из коробки на стол или пол, а потом, в конце, снова укладывать их кружками в коробку". Фактически "Дроби" - это увлекательная "собиралочка", складывая которую ребенок невольно усваивает, тактильно ощущает "дробные" понятия - половина, четверть, восьмая.

"Кирпичики" "Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3-4-летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним". В игре дети учатся "читать" чертежи. Никитинские чертежи сложные, но профессионально подробные: вид сбоку, сверху, снизу.

"Кубики для всех"   Никитин окрасил каждую деталь в свой цвет и придумал множество - более 70 заданий к игре. Никитин не пишет в своей книге, кубики какого именно производителя или автора послужили основой для его "Кубиков для всех". Однако и поныне существуют альтернативные, а возможно и первоначальные кубики - называются они "Кубики: Играем всей семьей" и выпускает их Ярославская фабрика "Луч". Внешне они очень напоминают никитинские (только пластмассовые), однако, разницу можно почувствовать лишь в игре. Несколько деталей там сконструированы немножко иначе (повернуты в другую сторону) и сборка становится сверхсложной и для взрослых. Так что никитинский вариант, безусловно, удачен, там есть задания вполне доступные уже 4-х летним. Да и для более старших детей выполнимость заданий крайне важна. А такие задания, как в ярославских кубиках, способны убить веру в себя у кого угодно.

"Уникуб" "Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией… Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности". Уникуб - это 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего 3 цвета), чтобы это сочетание граней на кубике было редким, если не уникальным. Именно благодаря этой особенности выполнение заданий по прилагаемым схемам непросто. 60 заданий предлагает Никитин для "Уникуба". Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные (последние) задания "доступны немногим… А можно ли составить задание более высокой (чем 60-е) степени сложности не знает и сам автор книги".

 

 

Приложение 2

Правила развивающих игр.

  1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
  2. Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре.
  3. Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и  не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки тоже.
  4. Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
  5. Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
  6. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
  7. Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.
  8. Когда у ребенка остывает интерес к игре, её надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
  9. Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок и ребенок просит поиграть с ней.
  10. Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
  11. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
  12. Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать двигательную активность ребенка.
  13. Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.

 

 

«Как научить ребенка считать?»

 

Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.

Очень важно, чтобы родители учили ребенка логически мыслить, побуждали его к самостоятельной умственной деятельности. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке Т.к. именно через игру ребенок обучается.

Уже с утра, как только ребенок проснется, можно начинать с ним заниматься: «Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек».

Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. «Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье».

За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: «Сколько тарелочек, ложечек, чашек?», «Всем ли хватит?». Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты.

Основные принципы организации занятий с детьми в семье - это доступность предложенного материала, неформальность, последовательность, систематичность в работе, активность детей. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения.

Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из  множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.

Для занятий с детьми дома можно использовать: мелкие предметы и игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы); а также фрукты, овощи, любые предметы домашнего обихода. Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка, имеющегося у ребенка опыта и знаний.

В математике важным является количество предметов. Операции с числами сначала не совсем понятны ребенку. Но он понимает, что игрушки, фрукты, различные предметы можно сосчитать. Вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. При этом учить считать можно «между делом».

Вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому чаще просите ребенка принести вам определенное количество каких-либо предметов. Точно так же можно учить ребенка сравнивать и отличать предметы: попросите его принести вам большую ложку или полотенце, которое шире.

Прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое «одинаковые». Вместе с ребенком ищите одинаковые кубики в строительном наборе и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы,  находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций.

Одновременно ребенок учится сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать и объединять по этим признакам. Чтобы ребенок лучше запомнил названия групп предметов, чаще называйте их: посуда, игрушки, одежда, обувь, головные уборы и т.п. Собираясь на прогулку, говорите: «Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку - это одежда». Делая уборку в комнате, предложите ребенку: «Давай уберем на место мишку, зайку и машинку – игрушки». Накрывая на стол, говорите: «Чашки, тарелки и ложечки - это посуда». Поиграйте  в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите все игрушки, постройте из кубиков домик и скажите, что этот домик волшебный. Жить в нем могут только... собачки. Вместе с ребенком выберите игрушечных собачек и «поселите» их в домик. В следующий раз это могут быть куклы или другие животные и т.п. Когда ребенок освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, например, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два домика: в одном доме живут все большие игрушки, а в другом - маленькие. Эта имеет бесконечное множество вариантов.

Есть еще игра, где дети учатся сравнивать без пересчета одинаковые предметы. Для нее Вам понадобятся две игрушечные грузовые машинки разного размера и несколько кубиков.  Вместе с ребенком положите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Скажите ребенку, что в одной машинке мало кубиков, а в другой – много. Предложите ребенку: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины и скажите: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!». В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Затем предложите ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!».  В одну из машин положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!». Каждый раз, добавляя разное количество кубиков в машинки, можно показывать ребенку, где их больше, а где меньше. В эту игру можно играть и на улице, тогда в машину можно погрузить камешки. Такие математические игры позволят ребенку освоить основные математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

Одним из основных и важных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребенок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его математике будет значительно легче. Спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п. Поэтому как можно чаще просите вашего ребенка самостоятельно считать предметы вслух. А также считайте разные предметы вместе (книжки, мячи, игрушки и т.д.). Например, стульев много, стол один; книг много. Ребенок незаметно для себя усваивает такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребенок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа.

Сидя перед телевизором, можно высыпать пуговки на пол и попросить ребенка положить на листочке справа (слева, в верхнем правом или нижнем левом углу красную большую пуговицу). Можно группировать  пуговицы  по цвету, форме и размеру.

Лучшим материалом для нескучного обучения малыша являются дидактические игры. Хорошо, если у вас дома есть «Лото» и «Домино». Которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у дошкольника.

Заниматься математикой можно и во время прогулки. В парке можно обратить внимание ребенка на шишки. Спросите ребенка: «Сколько ты нашел шишек?» - «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» - «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» - «Ни одной не осталось». Точно также можно собирать камешки,  листочки и т. д.

Можно попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы или назвать предметы, которых много, мало или один. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех девочек, или мальчиков. Проговаривайте, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей». Предложите ребенку отыскивать «все, чего по два». У людей по две ноги, вот две скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. Посчитайте чего у ребенка по два – глаза, уши, руки, ноги, брови. А чего по одному – нос, рот, голова и т.д. Постепенно, через игру, малыш усвоит эти понятия.

Большую помощь в освоении математических умений оказывают сказки. Они - ваши бесценные помощники. В любой сказке много разных математических ситуаций. «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Ребенок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. В книжке всегда есть иллюстрации, по которым малыш сможет посчитать жителей теремка. Также можно разыграть сказку при помощи игрушек. Для освоения порядкового счета подходят сказки «Колобок» и «Репка». Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? А в «Репке» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Сказка «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. В ней можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующим им по размерам стульям и тарелкам. Еще одна полезная для освоения счета сказка «Про козленка, который умел считать до десяти». Вы можете вместе с козленком из сказки пересчитывать героев, и ребенок легко запомнит количественный счет до 10.

Обучая ребенка счету, обязательно обратите внимание на стихотворения. Практически у всех детских поэтов есть стихи со счетом. Например, у С. Михалкова стихотворение «Котята», а у С. Маршака «Веселый счет» и т.д.

Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Очень важно упражнять детей в счете множеств воспринимаемых на слух, с опорой на зрительное восприятие, а также научить их вести счет движений. Предложите ребенку промаршировать по комнате сначала на счет «раз-два», затем на счет «раз-два-три», и «раз-два-три-четыре». Попросите его поднимать руки на счет «один», а на счет «два» - опускать или разводить в стороны. Также на счет можно прыгать на двух ногах, приседать, наклоняться вперед или в стороны.

Упражняя в счете движений, можно предложить ребенку воспроизвести указанное количество движений по образцу или по названному числу: «Постучи столько раз, сколько раз ударит молоточек», «Присядь 4 раза», и т.д.

Дорога в детский сад и обратно, поездки в общественном транспорте, ожидание очереди на приеме у врача, подъем по лестнице и т. д. – это тоже очень благодатное время для общения с ребенком и его развития.

Способность ориентироваться в пространстве, простейшие логические и арифметические операции, начальные математические представления малышу просто необходимы. Без них ребенок  не сможет полноценно осваивать окружающий мир. К моменту поступления в школу ребенок, должен владеть элементарными математическими знаниями. В дальнейшем они будут его «помощниками» в учебе, в умении чередовать работу, игру, отдых.

 


 

 

 

Речевая игра с движением

«МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»

 

Цель: формировать умение затормозить свое дей­ствие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.

Материал: деревянная составная матрешка.

Ход игры.

  1. Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.
  2. Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. 
  3. Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев по­зади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает ре­читативом:

Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.

  1. Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:

Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.

  1. Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
  2. Дети, у которых в руке оказа­лась матрешка (половинка), выбегают на середину, соеди­няют обе половинки и отдают воспитателю.

 

Речевая игра с движением

«РУССКИЕ МАТРЕШКИ»

 

Взяли дети в руки русские матрешки           Быстро завертелись детские ладошки.              Вот какие, вот какие маленькие крошки   

Вот какие, вот какие русские матрешки    

Пр. руку. с матрешкой держат

перед  собой.
Кисть пр.р. разворачивают

вправо, влево.

 

Прогуляться вышли куколки-матрешки 

 

Наши ножки ходят по прямой дорожке

Вот какие, вот какие маленькие крошки

Вот какие, вот какие русские матрешки.

Пр.руку с игрушкой, дети передвигают по лев. руке, которая находится в гориз. пол.
Выполняют притопы ногами

Кисть пр.р. разворачивают

вправо, влево.

 

Спрятались за спину куколки-матрешки Захотели в прятки поиграть немножко.
Вот какие, вот какие маленькие крошки

Вот какие, вот какие русские матрешки.

 

Дети прячут руки за спину

 

Дети покачивают головой

Машет всем платочком куколка-матрешка 

А потом ложится, отдыхает крошка

Баю-баю, баю-бай, маленькие крошки

Засыпают, засыпают русские матрешки

Кисть пр.р. наклоняют вверх, вниз.

Дети складывают руки «полочкой», тихо ими покачивают.

 

 

(В конце игры дети подносят указательный палец левой руки

к губам и тихо произносят: Тсс!)